Информационные барьеры. Современные проблемы науки и образования

Наше рассмотрение межличностных барьеров сосредоточено на 1) восприятии, 2) семантике, 3) обмене невербальной информацией, 4) некачественной обратной связи и 5) плохом слушании. Рассмотрев эти факторы, мы дадим рекомендации по повышению эффективности ваших межличностных информационных обменов.  


СЕМАНТИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ. Выше в данной главе мы указали, что целью коммуникаций является обеспечение понимания информации, служащей предметом обмена, т.е. сообщения. Вступая в информационный контакт и используя символы, мы пытаемся обмениваться информацией и добиваться ее понимания. К используемым нами символам относятся слова, жесты и интонации. Именно этими символами обмениваются люди в процессе коммуникации . Отправитель кодирует сообщение с помощью вербальных и невербальных символов. В данном обсуждении наше внимание сосредоточено на проблемах, связанных с использованием слов в качестве символов.  

Во-вторых, велика концентрация информации, доступной японцам. Страна буквально затоплена информацией ее источники - газеты, журналы, телевизионные программы, книги, лекции, семинары, рекламные афиши, листовки и в конечном счете беседы завсегдатаев кафе и баров. Едва ли наберется много промышленно развитых государств, где легко доступен такой же объем информации и столь высокого качества . Более того, самая большая особенность информационного общества в Японии - полное отсутствие явных социальных барьеров.  

Можно продолжать список потенциальных "барьеров коммуникации" и далее. Однако даже из приведенного краткого перечня становится очевидным, что независимо от сложности информационной системы в конечном счете именно люди будут определять эффективность (или неэффективность) информационной системы . Мы вернемся к этой проблеме в гл. 16, но читатель должен помнить о ней на протяжении всей работы над книгой.  

Вместе с тем следует заметить, что внедрение новых информационных технологий и процедур является делом далеко не простым. Это обусловливается прежде всего теми психологическими барьерами, которые возникают у людей при необходимости работать на новой технике . Так было, например, в момент появления компьютеров. Однако компьютеры, хотя и медленно, внедрились в фирмы, но в настоящее время их сотрудники не представляют свою работу без использования ПЭВМ.  

Развитие этой тенденции привело в конечном итоге к тому, что на смену иерархической структуре пришла структура сетевая . Возросло число компаний, использующих компьютеры, электронную почту , факсы. В результате сообщения стали гораздо быстрее проходить между любыми уровнями организации. В компаниях, где более развито командное управление основным бизнесом, идет процесс слияния многочисленных отделов, делаются попытки разрушить барьеры и между самими компаниями, и их поставщиками и дистрибьюторами. Для этого все они рассматриваются как деловые партнеры и включаются в общие информационные потоки.  

Тема 2. Роль информации и коммуникаций в процессе принятия управленческих решений . Информация и ее роль в принятия управленческих решений . Информация и ее виды. Релевантная и нерелевантная информация. Системы сбора, отбора, и обработки информации . Методы обработки информации . Агрегирование, дезагрегирование, усреднение показателей. Графические методы Статистико-математические методы . Экономико-математические методы . Ранжирование параметров. Кодирование информации . Качество информации . Информационные системы . Носители информации . Современные информационные системы . Коммуникации в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений . Коммуникации и коммуникационные процессы в управлении. Виды коммуникаций печать, радио, телевидение деловые контакты с партнерами и подчиненными. Деловой этикет . Вербальные и невербальные коммуникации . Сила слова . Формальные и неформальные коммуникации . Барьеры, возникающие в процессе коммуникаций . Обратная связь.  

Информационные барьеры и их преодоление  

Информационные и финансовые барьеры создают условия для развития форм  

Информационные барьеры проявляются в разных формах и способах  

Устранение технологических, информационных и организационных барьеров,  

При бедном тезаурусе сотрудников информационный поток наталкивается на барьер непонимания, неосведомленности - в таком случае говорят о появлении семантического шума.  

Широкомасштабное формальное сближение, достигнутое в результате успешного выполнения контрактов и соглашений, приводит к сокращению технологической дистанции между компаниями. Тесная интеграция деятельности компаний обосновывается возможностью сокращения расходов и усилением контроля со стороны другого партнера. Так, система автоматического оформления заказов, основанная на информационных технологиях , может превратиться в барьер для установления сотрудничества с другими компаниями-поставщиками.  

Фиксированные (или вложенные) затраты/добавленная ценность Периодическое перепроизводство Подлинность торговой марки Затраты на перепрофилирование Концентрация и равновесие Информационная сложность Разнообразие конкурентов Корпоративные риски Барьеры для ухода с рынка  

Для преодоления психологических барьеров, связанных с внедрением инноваций, можно использовать различные приемы. Прежде всего целесообразно тщательно организовать информационное обеспечение процесса внедрения новшеств и привлечь работников к участию в осуществлении перемен. Кроме того, нужна постоянная помощь работникам в освоении новшеств.  

На межнациональном и особенно трансконтинентальном уровне принципы и подходы логистики осуществляются с учетом специфики функционирования рынков стран - участниц логистической системы . Помимо прочих преимуществ за счет интегрированного логистического сервиса удается преодолеть многочисленные трудности и барьеры, связанные с экономическими и правовыми особенностями международных торговых отношений, неодинаковыми условиями поставки товаров, различным уровнем сервиса и информационного обеспечения , транспортного законодательства, таможенными процедурами и т. д.  

Коммуникационные проблемы, как правило, возрастают со степенью специализации . Формирование общего информационного пространства, в том числе круглых столов , совещаний и горизонтальных связей способствует устранению коммуникационных барьеров между подразделениями.  

Таким образом, перед нами возникает картина существования не только мира реального, но и мира символического, а также мира информационного. В реальном мире происходят миллионы событий, но только часть из них попадает на страницы печати, то есть в мир информационный. Но еще меньшая их часть окажется в другом мире - символическом. Между этими мирами существуют свои барьеры. Для того чтобы событие попало, к примеру, в печать, оно должно иметь определенный новостной характер. Для попадания в мир символический, где объектов еще меньше, необходимо удачно символизировать действительность. Не просто представить типическое явление, а максимально ярко отобразить ситуацию. Почему символ более удобен для массового общения С точки зрения содержания, он более экономичен, так как вмещает в себя информации больше, чем эквивалентная по объему любая другая информационная единица. С точки зрения формы, символ разрешает повторы, отсылки без дублирования большой цепочки знаков (что было бы неизбежным, если бы не "свернутый" характер символа). Символ выгоден еще и тем, что он легко переводится в невербальные коды. В качестве примера можно назвать такие американские символы, как статуя свободы, дядюшка Сэм, осел и слон как символы, соответственно, демократической и республиканской партий и т.д. В разверну-  

Под индивидуальными факторами понимается все то, что связано с сотрудниками организации, их способностью и мотивацией участвовать в информационном обмене . Исследования показывают, что существует ограниченное количество проблем (коммуникационных барьеров), снижающих эффективность коммуникации на уровне отдельного сотрудника (см. Рис. 50).  

Чем располагает Япония Центром научно-технической информации 1, который занимается сбором материалов в Японии и их периодической публикацией. Эти материалы предназначаются для использования внутри страны, печатаются на японском языке и потому мало доступны ученым на Западе. Конечно, данные американской информационной службы тоже адресуются в первую очередь учепым и научно-исследовательским учреждениям Соединенных Штатов. Но, к счастью для Японии, практически все японские ученые читают по-английски. Языковый барьер - достаточно серьезная вещь на пути распространения информации , и в этом деле преимущество на стороне Японии. Но правительство США не сидит сложа руки и в последнее время начинает налаживать получение технической информации из Японии. Для этого в Японии постоянно находится представитель NTIS, который держит связь с Управлением по науке и технике 2 и Палатой промышленной техники при Министерстве внешней торговли и промышленности, а также с крупнейшими корпорациями. Четыре пятых материалов, собранных NTIS к настоящему времени, составляют американские и одну пятую - западноевропейские материалы. Поток информации ни в коем случае не должен быть односторонним, и Японии следует сделать все возможное, чтобы участвовать в нем в широком масштабе.  

Электронные технологии позволяют создать единое информационное пространство, в котором партнеров не разделяют никакие барьеры однако требуются крупные изменения в корпоративных умонастроениях и культуре, чтобы вместо местоимения они для обозначения поставщиков стало употребляться местоимение мы. В традиционной модели ведения бизнеса их часто просто терпят как неизбежное зло, а отнюдь не признают интегральным компонентом процесса обслуживания клиентов. Старый термин цепочка снабжения подразумевает наличие линейной последовательности связей между продавцом, дистрибьютором, перевозчиком и производителем. Сегодняшний же подход лучше описывается новым термином сеть повышения ценности - то есть сеть партнерских связей, пронизанная электронными информационными потоками . Каждый, как-либо соприкасающийся с продуктом, непременно должен вносить свою лепту в увеличение его ценности, а информационные потоки движутся не только в обратном, но и в прямом направлении1. Компании, входящие в сеть повышения ценности, не привязаны жестко к своему месту между предыдущим и последующим звеном цепи, а могут свободно взаимодействовать сразу со многими участниками производственного процесса - со всеми, с кем сочтут нужным.  

Одно из важнейших проявлений глобализации - растущая либерализация (смягчение) торгово-политического режима в системе международных экономических отношений - сначала в отношении товарных рынков , потом - рынков услуг , капиталов, затем фондовых рынков . На очереди либерализация рынков рабочей силы . На путь либерализации внешнеэкономической деятельности становится все большее количество стран. Если в 1947г. Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) подписали лишь 23 развитых государства, то соглашения Уругвайского раунда переговоров ГАТТ (1986-1993 гг.) - 125 развитых и развивающихся стран . С 1948 по 1990 г. единый уровень таможенной защиты национальных рынков промышленных товаров развитых государств уменьшился с 40 до 6,3%. К 2000 г. он должен снизиться до 3,8%. С 1996 г. на смену ГАТТ пришла Всемирная торговая организация (ВТО). Ее членами ныне являются 134 государства, на которые приходится более 90% мировой торговли . Заявки на присоединение к ВТО подали еще около 30 стран. Режим либерализации в рамках ВТО распространяется на торговлю сельскохозяйственными продуктами , сферу услуг , а также на связанные с международным товарооборотом права на интеллектуальную собственность . В марте 1997 г. был принят глобальный пакт о либерализации рынка телекоммуникационной информационной технологии , вступивший в силу в 1998 г. Он предусматривает освобождение от импортных тарифов свыше 90% товаров этого рынка. В декабре 1997 г. страны - члены ВТО подписали соглашение о либерализации рынка финансовых услуг с 1999 г. Предполагается снятие барьеров на рынках ссудных капиталов и свободный допуск иностранных конкурентов в национальные банковские, страховые и финансовые сферы.  

В результате исследователи МСС были оснащены, например, процессорами "Sun" на несколько лет раньше компаний-акционеров. Способствуя привлечению в МСС квалифицированных исследователей, эти передовые компьютерные технологии в то же время явились барьером для передачи результатов исследований , поскольку в то время большинство акционеров МСС было оснащено оргтехникой фирм DE . IBM. Apple omputers. И даже если разработанные МСС технологии соответствовали программному обеспечению и оборудованию конкретного акционера, все равно существовала несогласованность информационных технологий внутри групп фирм-акционеров, участвующих в общей исследовательской программе МСС.  

Даже наша информационная индустрия, долгое время считавшаяся самой надежной в стране, уже наталкивает на барьеры, созданные мальтузианскими экономическими принципами . IBM и Apple уже сейчас увольняют людей десятками тысяч потому, что они не следуют принципу максимума из минимума.  

Классические методы проектирования информационных систем, несмотря на известные достоинства, всегда имели сильные отрицательные стороны. Разработка ИС была слабо связана с реальным повышением эффективности производства. Развитие открытой архитектуры, феномены персональных вычислений, кооперативных технологий и компьютерных коммуникаций дали новый толчок к росту уровня постоянной изменчивости требований в услугах ИС. Новые информационные технологии увеличили возможности классических методов проектирования ИС за счет новых способов их кбмпьютерной поддержки, а также за счет включения в них новых функций для проектирования распределенных систем и начала использования элементов понятийных моделей. Однако жесткость классических методов стала барьером на пути их дальнейшего применения. Можно ожидать, что новое

Управление связано с получением, хранением, передачей и анализом информации. По результатам анализа информации система управления формирует необходимое воздействие на объект управления. Система управления может успешно функционировать лишь в том случае, если ее возможности по анализу и обработке информации не ниже требуемого уровня. С возрастанием количества задач, объема производства сложность управления начинает превышать возможности одного человека (руководителя). Наступает некоторое несоответствие между необходимостью и возможностью. Это явление академик Глушков В. М. назвал первым информационным барьером. Первый информационный барьер был преодолен введением иерархии.

С дальнейшим ростом размеров организации, возможностей управлен­чес­кой группы по обработке информации становится недостаточно. Тог­да возникает второй информационный барьер. Он преодолевается введением информацион­ных систем, которые позволяют облегчить труд руководителя . Наступление второго информационного барьера можно отодвинуть, используя прин­цип децентрализации.

4.3. Группы задач, повседневно решаемые системой управления

Реализация иерархической системы при построении системы управле­ния требует выработки определенных подходов к разделению функций между руководителями на иерархическом уровне. При выборе схемы сис­темы управления конкретного объекта необходимо условиться, какие задачи на какого руководителя следует возложить. Подходы здесь могут быть разные. Опишем подход, который основан на следующих предпо­сыл­­ках:

    В менеджменте любой объект управления имеет экономическое со­держание. В нем одновременно решаются и производственные и со­циальные задачи, при этом оба компонента выступают в единстве.

    Любой управляющий объект является развивающейся системой. В нем одновременно с текущими производственными и социально-бы­то­выми проблемами решаются бытовые задачи развития производ­ства и управления условиями жизни. Социально-экономический объект своей сегодняшней деятельностью обеспечивает будущее благосос­тояние коллектива.

    Социально-экономический объект существует и развивается, взаимо­действуя с внешней средой. Из внешней среды он получает энергию, предметы труда; результаты преобразования реализуются во внеш­ней среде. Связи с внешней средой находятся в динамике. Нужно их эффективно использовать в настоящее время и заботиться об их ре­зультативности.

Используя эти три предпосылки, можно выделить шесть групп задач, ко­то­рыми ежедневно должна заниматься система управления:

    Система управления должна осуществлять текущий производствен­ный процесс, должна обеспечивать согласованное взаимодействие всех элементов и звеньев, участвующих в создании продукции. Эту группу называют задачами управления текущим производством.

    Система управления должна заботиться о развитии производства, обновлении оборудования, технологий, о номенклатуре производи­мой продукции. Это задачи развития производства.

    Система управления не может оставлять вне своего внимания вопро­сы повседневного обеспечения производства сырьем, полуфабрика­та­ми. Она должна проявлять заботу о своевременной реализа­ции произведенной продукции, т. е. должны решаться вопросы пов­сед­невного взаимодействия как с рынком сбыта производимых това­ров и услуг, так и с рынками получаемых предметов труда. Это зада­чи управления текущим взаимодействием с поставщиками и заказчи­ками (рынком).

    Обновление ассортимента, внедрение технологий требует исполь­зо­вания новых видов сырья. Это вызывает необходимость взаимодей­ствия с новыми поставщиками. Это задачи управления развитием свя­зей с рынком сырья и с рынком реализации товаров.

    Для людей, участвующих в производстве, должны быть созданы соот­ветствующие условия. Это задачи управления обеспечением социаль­но-бытовых условий труда и отдыха сотрудников.

    Для людей, участвующих в производстве, должна быть перспектива большей комфортности. Это задачи развития (улучшения) условий труда и отдыха сотрудников.

Для решения шести групп задач необходима система управления предприятием. Конструкция ее должна иметь иерархическую архитектуру, в ней должно быть разумное количество уровней управления, разумный состав руководителей на каждом уровне, эффективные административные и информационные связи между руководителями различных уровней, целесообразная численность управленческого персонала. Деятельность всех сотрудников, составляющих систему управления, подчиняется общим целям предприятия. Эти элементы организационной структуры влияют на результативность управления, на расходы содержания аппарата управления, на эффективность использования кадров управления. Конструирование организационной структуры системы управления представляет собой сложную задачу, решаемую в условиях дефицита информации. Надо знать, при каких внешних условиях осуществляется производственный процесс, как часто возникает необходимость корректировки его целей, должна быть известна структура производственных подразделений, образующих объект управления, а также нужно учитывать возможность использования средств оргтехники – компьютерной базы, средств связи и отображения информации.

Каждая организация представляет собой уникальное явление, поэтому для всякого социально-экономического объекта управления может существовать своя уникальная система управления. Систему, сформированную для управления одним объектом, нельзя скопировать для руководства другим. Построение системы управления тем или иным объектом всегда является новой задачей.

Конструирование системы управления представляет собой задачу выбора параметров ее элементов и определения связей между ними. Поэтому предварительно надо знать, что представляют собой эти элементы, затем надо выбрать критерии (мерила) качества системы, после этого установить зависимость критериев от параметров элементов и, наконец, оптимизировать параметры. По этой логической схеме и построим изложение задачи выбора организационной структуры системы управления.

Знания - наука - общественное производство – знания

Ставший основой раскручивающейся спирали технологи­ческой цивилизации.


В начальный период развития человеческого общества способностей одного человека было достаточно для хранения в памяти информации и алгоритмов ее обработки, необходимой для эффективного управления человеческими сообществами.

По мере развития общества возрастает сложность объективно необходимых задач управления, превосходя возможности отдельного человека по обработке информации.

Этот порог сложности управления называют первым информационным барьером. Он возник еще в самом начале развития человеческого общества.


Преодоление этого барьера произошло за счет:

· возникновения параллельных процессов обработки управленческой информации. (иерархические структуры управления, в которых обработка управленческой информации распределяется между специализированными группами профессионально подготовленных людей)

· формирования товарно-денежных рыночных отношений. (рыночный механизм является опосредованным регулятором производства, косвенным образом вовлекающим в решение задач управления все дееспособное население).

Преодоление первого информационного барьера связано с возникновением информационной технологии как области профессиональной деятельности.


По мере увеличения объемов обработки данных и усложнения информационных задач развивалась и инструментальная компонента ИТ

· средства механизации обработки данных в виде арифмометров, счетно-аналитических машин и других устройств

· различные способы и устройства для фиксации информации пишущие машины, фотография, звукозапись, копировальная техника

· средства связи и другое.

Счеты с четырьмя полями (середина 17 века)


Одно из наиболее совершенных механических вычислительных устройств, изобретенное петербургским учителем музыки Г. Куммером

Внешний вид счислителя Куммера, предложенного в 1846 г. и серийно выпускавшегося (с различными модификациями) вплоть до 70-х годов 20 века.


Арифмометр Феликс


Третий этап развития ИТ – появление телекоммуникаций

Первый электромагнитный телеграф создал российский учёный П. Л. Шиллинг в 1832 году.


В США электромагнитный телеграф запатентован С. Морзе в 1837 году.


В 1860 году в США иммигрант итальянского происхождения Антонио Меуччи продемонстрировал устройство, которое могло передавать звуки по проводам, и названное им Telectrophon. Меуччи подал заявку на патент своего изобретения в 1871 году

В 1861 году немецкий физик и изобретатель Иоганн Филипп Рейс продемонстрировал устройство, которое могло передавать музыкальные тона и человеческую речь по проводам. Рейс назвал сконструированное им устройство Telephon.


Телефон, запатентованный в США 1876 году Александром Беллом, назывался «говорящий телеграф». Трубка Белла служила по очереди и для передачи, и для приёма человеческой речи

Первый коммерческий телефонный разговор между Нью-Йорком и Лондоном произошёл 7 января 1927 по трансатлантическому телефонному кабелю


1895: Российский физик А. С. Попов продемонстрировал аппарат для приёма электромагнитных волн. Этот аппарат мог принимать радиосигналы, несущие информацию - азбуку Морзе. С этого приёмника началась эра создания средств радиотехники, пригодных для практических целей.

1896: Гульельмо Маркони провёл демонстрацию устройства для передачи и приёма радиосигналов. В том же году он получил Британский патент на усовершенствования по передаче электрических импульсов и сигналов и аппарат для этой цели.

Это был первый патент в области радио, хотя в нём были применены методы, использованные ранее другими экспериментаторами (в первую очередь Тесла), и использованы инструменты, похожие на те, которые ранее демонстрировали другие (в частности, А. С. Попов).


В 1923 г. В. К Зворыкин подал патентную заявку на телевидение, осуществляемое полностью на электронном принципе.

В 1929 году Зворыкин разработал высоковакуумную телевизионную приемную трубку - кинескоп, к 1931 году завершил создание конструкции передающей трубки - иконоскопа


Первое регулярное телевещание на электронном принципе в УКВ-диапазоне началось в 1935 году в Германии, в 1936 году - в Англии, Италии и Франции

Телевизор «17ТН-1/3», СССР, 1939 год

1. Семиотический барьер связан с недостаточным владением знаковой системы.

Данный вид барьера позиционируется как самый простой вид, и в применении к коммуникациям предписывает использование общеупотребительных слов без сложной терминологии или других языков. Однако в условиях трансформации российского общества наблюдается иноязычное вторжение, прежде всего, слов английского происхождения: избиратели - электорат, согласие-консенсус, городской - муниципальный, дело - бизнес, образ - имидж и т.д. Русский и иностранный аналоги сосуществуют, иностранный аналог вытесняет русский синоним. В результате меняется стиль речи и способ отражения реальности. Заимствование элементов чужой культуры существенным образом меняет жизнь человека в собственной культуре. «Великий и могучий» русский язык переживает сложные времена, что является проявлением кризиса культуры в целом. Национальная культура растворяется или утрачивает четкие очертания под воздействием различных влияний и заимствований. (Вывеска« Паркинг» как символ растерянности, деидеологизированности, потери самоидентификации русского этноса).

2. Тезаурусный барьер связан с недостаточным информационным потенциалом. (Тезаурус -совокупность всех интеллектуальных и информационных потенций человека). Сокращение тезауруса как результат проблем системы образования, редукция к технико-операциональному знанию, является еще одной причиной в полисемиотичном пространстве неоднозначной интерпретации системы ценностей, ментальных основ. «Доступность информации при отсутствии идеологических фильтров, но с сохранением коллективизма в ужесточенной форме корпоративного эгоизма, переносит столкновения социальных интересов из сферы публичных моралистских деклараций в сферу личностных диспозиций и нравственных намерений индивидов… Национальная идея, способная противостоять американоцентризму, должна содержать кодекс эпохи, созвучный с ментальными ценностями народа. Новое поколение выбирает не только «Пепси», но и напористость и беззастенчивость или погружение в инфантильные фантазии. Энергетика самоутверждения разобщает людей. Иная энергетика -альтруизма, сострадания, сочувствия, становящихся действенным пониманием».

3. Контрасуггестивный барьер связан с изменением установки реципиента методами убеждения - метод интеллектуального воздействия, содержащий логическое обоснование аргументов, подтверждаемых фактами; внушения - метод воздействия, рассчитанный на некритическое восприятие информации.

Безусловно, преодоление установок и стереотипов реципиента требует не только знаний коммуникативистики, но и определенного опыта, интуиции и т.д.

Информационный барьер - это противоречие между информационными запросами сообщества (общества) и имеющимися техническими возможностями их удовлетворения. Первый информационный барьер: ограниченность человеческого мозга, как хранилища необходимых знаний. В самом общем виде информационные барьеры делятся на объективные, т.е. возникающие и существующие независимо от человека, и субъективные. В свою очередь, последние можно разделить на:а) барьеры, создаваемые источником, и б) барьеры, возникающие за счёт приёмника информации.

В исследовательской литературе обычно выделяется до десяти и более информационных барьеров. Наиболее значимыми из них являются:

  • 1) Пространственные (географические) барьеры. Они возникают вследствие удаления источника и приёмника информации друг от друга в пространстве.
  • 2) Временные (исторические) барьеры. Связаны с разделением источника и приёмника информации во времени. При этом, чем большим является это удаление, тем существеннее становится информационный барьер и тем труднее, как правило, он преодолевается.
  • 3) Государственно-политические барьеры - тормозят процесс формирования единого мирового информационного пространства, вследствие существования на Земле свыше полутора сотен независимых государств, разделённых границами, имеющих различные политические режимы, разные законодательства, по-разному регулирующие информационно-документационные процессы.
  • 4) Режимные барьеры - ограничивают доступ к документированной информации. Часть информации, содержащей государственную тайну или имеющей конфиденциальный характер, оказывается недоступной для широкого потребителя.
  • 5) Ведомственные и бюрократические барьеры. Они обусловлены разветвлённой, иерархической структурой системы управления и самоуправления (включая государственное, местное, внутрифирменное и т.д.), которая удлиняет пути прохождения документов, в том числе вследствие недостаточной компетентности или нерадивости государственных, муниципальных и иных служащих.
  • 6) Экономические барьеры - связаны с отсутствием или дефицитом финансовых средств для производства, передачи, потребления информации.
  • 7) Технические барьеры - возникают вследствие нехватки или технической несовместимости оборудования, а также технических средств, программного обеспечения и т.п., необходимых для оптимизации информационных процессов.
  • 8) Семантические (терминологические) барьеры - появляются в результате различного толкования разными людьми слов, терминов, символов. В частности, тому или иному термину порой приписываются разные понятия, даются различные определения понятий.
  • 9) Языковые (национально-языковые) барьеры - обусловлены незнанием либо слабым знанием языков. Между тем, по подсчётам специалистов, существует около 3000 различных разговорных языков, на которых говорят народы Земли.
  • 10) Идеологические барьеры - возникают между отдельными людьми или социальными группами, вследствие наличия у них разных систем взглядов на окружающую действительность, различного вероисповедания и т.п. Идеологические барьеры могут стать (и неоднократно становились) причиной острых социальных конфликтов.
  • 11) Психологические барьеры - связаны с особенностями восприятия информации конкретным человеком, с особенностями его памяти; со свойствами человеческой личности, с особенностями характера человека (замкнутость, застенчивость и т.п.); с психологическим состоянием человека в конкретный период времени (усталость, плохое настроение); наконец, с психофизическими возможностями человека.
Похожие публикации