Метод кейс-технологии в дошкольном образовании. Кейсы (ситуации взаимодействия ребёнка и взрослого) Задания для самостоятельной работы по педагогике кейсы

Педагог взаимодействует с учениками и воспитанниками, правильно разрешая педагогические ситуации. В таких ситуациях основная задача педагога - это направить деятельность ученика в правильное направление. Выбирая подходящее решение, учитель должен суметь понять точку зрения воспитанника и проанализировать его поведение. Педагог взаимодействует с учеником по поводу его поступка. Ниже будут приведены примеры педагогических ситуаций.

Определение понятия

Прежде чем приводить пример педагогических ситуаций, нужно определить, что именно понимают под этим термином. Это обстановка, возникающая в процессе обучения и воспитания, которую необходимо учитывать при принятии решений о том, как воздействовать на них.

Они могут быть простыми и сложными. В первом решается без участия педагога. Пример педагогической ситуации: двое учеников спорят на повышенных тонах. Затем ученики начинают драться. Учитель видит это и спешит вмешаться в конфликт. Но неожиданный звук отвлекает учеников и конфликт пропадает. Таким образом, звук послужил отвлекающим моментом, тем самым уреголировав конфликт.

В сложных педагогических ситуациях большое значение имеют эмоциональные состояния педагога и ученика и другие дополнительные факторы. В таком случае конфликт может быть разрешен при взаимодействии ученика и учителя.

Пример педагогической ситуации: у класса появился новый руководитель. Учительница быстро нашла общий язык со всеми учениками. Но неожиданно у одного заметно снизилась успеваемость. Между классным руководителем и учеником стали возникать конфликты. Так продолжалось до тех пор, пока мама ребенка не рассказала учительнице, что отец часто скандалит дома. После это педагог стала более внимательной к ученику, а он, почувствовав ее заботу, стал больше внимания уделять учебе.

В педагогической деятельности трудно провести грань между ситуацией и конфликтом. Но учитель в любом случае обязан проанализировать ситуацию, чтобы принять верное решение.

Виды педагогических ситуаций

Эту классификацию нужно знать для того, чтобы выбрать правильное решение. Но их все можно назвать педагогической проблемной ситуацией, потому что они перерасти в учебный конфликт.

  1. Ситуации деятельности, возникающие в процессе выполнения учеником
  2. Поведенческие ситуации - они связаны с нарушением правил поведения и распорядка в школе.
  3. Ситуации отношений, которые возникают в процессе общения между педагогом и учеником.

Учитель должен сделать анализ педагогической ситуации, чтобы разрешить ее, не ущемляя и не вредя образовательному процессу.

Отличительные особенности

Психолого-педагогические ситуации имеют ряд особенностей:


Способы решения педагогической ситуации

  1. Педагог поочередно спрашивает участников ситуации и просит изложить суть проблемы. Главное - учитель должен пресечь любую попытку дать эмоциональную оценку других участников. Уточнив факты, педагог вызывает учеников и просит их высказать все, что они думают друг про друга. После этого педагог принимает решение.
  2. Педагог делает враждующим сторонам предложение выступить со своими претензиями на собрании. И решение он принимает после того, как участники собрания выскажут свое мнение по вопросу.
  3. Если мирно разрешить ситуацию не получается, учитель принимает в отношении к участникам конфликта санкции.
  4. Иногда ученику достаточно высказать отрицательные эмоции.
  5. Педагогу стоит избегать публичных (особенно это актуально в работе с подростками) критичных замечаний.
  6. Учителю не нужно делать акцент на "отрицательном" поведении ученика.
  7. Нужно поощрять у ребенка стремление к творчеству, дальнейшему саморазвитию.

Но, в первую очередь, решение педагогической ситуации будет зависеть от причины ее появления. Поэтому учителю нужно тщательно ее проанализировать.

Пункты анализа педагогической ситуации

  1. Характеристика социальных условий. Сюда входит определение возраста, социального статуса, влияние взрослого окружения на ребенка. Это важно для подбора правильного решения социально-педагогической ситуации.
  2. Анализ причины поступков участников педагогической ситуации. В этом пункте делают анализ психологических особенностей детей, родителей и педагогов; социально-психологические предпосылки возникновения ситуации; какие взаимоотношения между участниками конфликта и педагогическая оценка.
  3. Поиск решения выхода их педагогической ситуации, т. е. выбор средства достижения цели и планирование педагогической деятельности.

Пример педагогической ситуации и ее анализ

Ученики первого класса на продленке играли в подвижную игру. Мальчик и девочка случайно столкнулись друг с другом. Девочка побежала к учительнице жаловаться, что он ее стукнул. Учительница подозвала к себе мальчика и сказала, чтобы он извинился перед девочкой, потому что обижать других нельзя. Мальчик отказался, тогда педагог в качестве наказания сказала сесть на скамейку. Ребенок, обидевшись, ни с кем не играл, пока не пришла его мама.

Анализ: в данном случае педагог не смогла эффективно решить проблему. Она не стала вникать в суть ситуации, не выслушав другого участника конфликта. Как ей лучше было поступить?

  1. Нужно было выслушать мальчика.
  2. Объяснить детям, что никто не виноват - это была случайность. И еще раз проговорить технику безопасности во время подвижных игр.
  3. Чтобы принять объективное решение опросить других детей.

Это был пример краткого анализа педагогической ситуации.

КЕЙС – МЕТОД

как педагогическая технология

Ибрагимова Наталья Владимировна,

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №1

с/п «Село Троицкое»

Небезызвестное и бурно обсуждаемое в Сети предложение педагогам «уйти в бизнес», если не воспринимать его слишком буквально, позволяет обнаружить технологии, которые обогатят инструментарий учителя в формировании метапредметных результатов обучающихся. Одной из таких технологий в бизнес-коммуникации является «кейс» - технология.

Историческая справка

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.

В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика! Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке)обучающимся

Сегодня мы поговорим подробно о кейсе и его практическом применении. И познакомимся с методами кейс – технологии.

Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач. Результаты выполненных проектов должны быть,что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

    Кейс - технологии относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем учащимся, включая педагога.

Методы кейс – технологии достаточно разнообразны. Чтобы подробно в них разобраться потребуется немало времени. Сегодня я хочу остановиться на использовании кейс –технологии в начальной школе

Потенциал метода кейсов

Способствует развитию умений:

    Анализировать ситуации.

    Оценивать альтернативы.

    Выбирать оптимальный вариант решений.

    Составлять план осуществления решений.

И как результат - Устойчивый навык решения практических задач

Высокая эффективность кейс-метода

1) развитие навыков структурирования информации;

2) освоение технологий выработки управленческих решений различного типа (стратегических, тактических);

3) актуализация и критическое оценивание накопленного опыта в практике принятия решений;

4) эффективная коммуникация в процессе коллективного поиска и обоснования решения;

5) разрушение стереотипов и штампов в организации поиска верного решения;

6) стимулирование инноваций за счет синергетики знаний - развитие системного, концептуального знания;

7) повышение мотивации на расширение базы теоретического знания для решения прикладных задач.

Возможности кейс - технологии в образовательном процессе:

1) повышение мотивации учения у обучающихся;

2) развитие интеллектуальных навыков у учащихся, которые будут ими востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной деятельности

Использование кейс-технологии имеет ряд преимуществ:

У учащихся развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.

В жизни ребятам пригодится умение логически мыслить, формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать свое мнение.

Достоинством кейс- технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности

Методы кейс – технологии достаточно разнообразны. Сегодня я хочу остановиться

При использовании кейс –технологии в начальной школе

у детей происходит:

    Развитие навыков анализа и критического мышления

    Соединение теории и практики

    Представление примеров принимаемых решений

    Демонстрация различных позиций и точек зрения

    Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности

Требования к содержанию кейса

1.Рассматривается конкретная ситуация, имеющая место в реальной жизни (основные случаи, факты).

2.Информация может быть представлена не полно, т.е. носить ориентирующий характер.

3.Возможно дополнение кейса данными, которые могут иметь место в действительности.

Результаты, возможные при использовании «Кейс-метода»:

    Учебные

1. Усвоение новой информации

2.Освоение метода сбора данных

3.Освоение метода анализа

4. Умение работать с текстом

5. Соотнесение теоретических и практических знаний

    Образовательные

    2. Образование и достижение личных целей

    3. Повышение уровня коммуникативных навыков

    4. Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем

Действия учителя в кейс – технологии:

1) создание кейса или использование уже имеющегося;

2) распределение учеников по малым группам (4-6 человек);

3) знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

4) организация презентации решений в малых группах;

5) организация общей дискуссии;

6) обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;

7) оценивание учащихся учителем.

Работа ученика с кейсом

1 этап - знакомство с ситуацией, её особенностями;

2 этап - выделение основной проблемы (проблем),

3 этап - предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

4 этап - анализ последствий принятия того или иного решения;

5 этап - решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий.

Использование кейсов.

Кейс дает возможность учителю использовать его на любой стадии обучения и для различных целей

Кейс – метод возможно использовать
и в качестве экзаменов или зачетов:
Перед зачетом ученик может получить кейс-задание на дом, он должен его проанализировать и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные вопросы. Можно предложить кейс и прямо на зачете, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того чтобы уложиться в отведенное время.

Создание кейса

В начале нужно ответить на три вопроса:

Для кого и чего пишется кейс?

Чему должны научиться дети?

Какие уроки они из этого извлекут?

После этого процесс создания кейса будет иметь вид:

Цель обучения

Структурирование учебного материала

Выбор организационных форм, методов и средств обучения

Виды кейсов

Практические кейсы

  • Реальные жизненные ситуации , детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.

    Обучающие кейсы

Отражают типовые ситуации , которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»

Научно-исследовательские кейсы

Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

Виды кейсов по способу представления материала Кейс – это единый информационный комплекс.

Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).

Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра ® искажение информации и ошибки).

Источники формирования кейсов

Местный материал

Большая часть кейсов может базироваться на местном материале. Учащиеся чувствуют себя увереннее, если они хорошо знают среду и контекст, в котором происходят события, описанные в кейсах, им значительно тяжелее обсуждать, например, американскую среду, поведение и мотивы американцев.

Статистические материалы

Они могут играть роль непосредственного

инструмента для диагностики ситуации, в

качестве материала для расчета

показателей, которые наиболее

существенны для понимания ситуации.

Материалы могут быть размещены либо в

самом тексте кейса, либо в приложении.

Научные статьи, монографии.

Научные публикации выполняют две функции:
1) выступают составляющими кейса,
2) включаются в список литературы, необходимой для понимания кейса.

Ресурсы Интернета

Примерная структура кейса

1.Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни

2.Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации.

3.Комментарий ситуации, представленный автором

4.Вопросы или задания для работы с кейсом

5.Приложения

Каковы характеристики «хорошего кейса»?

1.Хороший кейс рассказывает.

2.Хороший кейс фокусируется на теме, вызывающей интерес.

3.Хороший кейс не выходит за пределы последних пяти лет.

4.Хорошо подобранный кейс может вызвать чувство сопереживания героям кейса.

5.Хороший кейс включает цитаты из источников.

6.Хороший кейс содержит проблемы, понятные ученику.

7.Хороший кейс требует оценки уже принятых решений.

Организация работы с кейсом

1 . Ознакомительный этап – вовлечение учащихся в анализ ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.

2.Аналитический этап – обсуждение ситуации в группах или индивидуального изучения проблемы учащимися и подготовки вариантов решения.

3.Итоговый этап – презентация и обоснование варианта решения кейса.

Что дает использование кейс- технологии

Преподавателю

    Доступ к базе современных учебно-методических материалов

    Организация гибкого учебного процесса

    Сокращение затрат времени на подготовку к урокам

    Беспрерывное повышение квалификации

    Возможность реализации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время

    Ученику

    Работа с дополнительными материалами

    Постоянный доступ к базе консультаций

    Возможность самому готовиться к аттестации

    Общение с другими учащимися в группе

    Освоение современных информационных технологий

Методы кейс – технологии

Метод инцидентов

Метод разбора деловой корреспонденции

Игровое проектирование

Ситуационно ролевая игра

Метод дискуссии

Кейс- стадии

Метод инцидентов

В центре внимания находится процесс получения информации.

Цель метода - поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».

Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.

Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод»)

Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.

Цель ученика - занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

Примерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов.

Игровое проектирование

Цель - процесс создания или совершенствования проектов.

Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.

Ситуационно-ролевая игра

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Одна из разновидностей метода инсценировки - ролевая игра.

Метод дискуссии

Дискуссия - обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

Кейс – стадии

Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.

Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.

Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

10 основных правил для анализа кейса

Двукратное чтение кейса: один раз, чтобы иметь общее представление и второй раз, чтобы хорошо разобраться в фактах.

Кроме того, должны быть внимательно проанализированы таблицы и графики.

Составить список проблем, с которыми придется иметь дело.

Если предлагаются цифровые данные, нужно попытаться их оценить и объяснить.

Узнавание проблем, к которым можно применить имеющиеся знания.

Составление основательного анализа имеющейся ситуации.

Поддержка предложений решения проблемы посредством основательной аргументации.

Составление схем, таблиц, графиков, которые дают основание для собственного «решения».

Составление списка приоритетов собственных предложений, принимая во внимание, что в реальности будут довольно скудные ресурсы

Контроль собственного плана действий, чтобы проверить, действительно ли разработаны все сферы проблемы.

Не предлагать решений, которые обречены на провал и тем самым могут иметь губительные последствия.

И в заключении хотелось бы посоветовать коллегам не бояться использовать кейс-метод в начальной школе, т. к. он направлен не столько на освоение конкретных знаний или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащихся. А именно к этому нас призывает ФГОС начального образования.

Всероссийский конкурс «Педагогические кейсы»

Конкурс завершен.


Приглашаем Вас принять участие в новом Всероссийском дистанционном конкурсе «Педагогические кейсы».

Проведение этого конкурса связано с назревшей потребностью в публичном обсуждении педагогических ситуаций и проблемных событий, которые возникают в современной педагогической практике. Для развития педагогической культуры важен анализ отдельных случаев решения как образовательных, так и воспитательных задач. Этот конкурс является принципиально новаторским и основан на одной из самых современных техник обучения – методе кейсов (case-study, обучение методом ситуаций или прецедентов).

Педагогическая практика во всем её многообразии является источником живых реальных проблемных фактов, которые могут быть описаны в рамках кейсов. Педагогические кейсы – реальные ситуации, с которыми в повседневной деятельности сталкивается современный учитель и руководитель образовательного учреждения.

В рамках конкурса предлагаются педагогические и научно педагогические кейсы, созданные на основе художественной литературы, педагогической публицистики, научных статей, а также реальных экономических, социальных, культурных, образовательных, воспитательных и бизнес-ситуаций, которые возникают в современном образовании.

Организаторы конкурса

Общероссийская Малая академия наук «ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО» .

Центр развития образования, науки и культуры «ОБНИНСКИЙ ПОЛИС» .

Научно-образовательный Центр «РОСИНТАЛ ».

Почему надо участвовать в этом конкурсе

Дипломы Малой академии наук «Интеллект будущего» имеют высокую значимость в педагогическом пространстве России. Деятельность организации высоко оценена Правительством РФ . (Распоряжение Правительства РФ N 1946-р, г. Москва "О присуждении премий Правительства Российской Федерации в области образования" Опубликовано в Российской газете – федеральный выпуск № 257 (5633)).

Участие в конкурсе позволит вам представить интересный случай из вашей педагогической практики для широкой педагогической общественности.

Дипломы конкурса «Педагогические кейсы» являются престижными в Вашем педагогическом портфолио, так как отражают активную включенность в процесс профессионального роста.

Цели проведения конкурса:

  1. Обобщение современного педагогического опыта в форме «Педагогических кейсов», поиск удачных примеров решения педагогических и образовательных проблем.
  2. Создание инновационного пространства, объединяющего педагогов по общим педагогическим про блемам для аккумуляции профессионального опыта.
  3. Повышение престижа учительской профессии, формирование положительного общественного мнения о современном учителе, публичное признание вклада учителей в становление подрастающего поколения.
  4. Активизация деятельности педагогических коллективов образовательных учреждений по созданию условий для профессионального роста и самореализации учителей.

Участники конкурса

Для участия в конкурсе приглашаются педагоги и руководители образовательных учреждений России, других стран, а также студенты педагогических вузов.

Номинации конкурса «Педагогические кейсы»

Участникам конкурса необходимо провести анализ кейса и предложить решение. Решение включает в себя разработку и поиск оптимально обоснованных педагогических, культурных, социальных и экономических мероприятий для ликвидации определенной воспитательной или образовательной проблемы.

Номинация 1 . Педагогические кейсы из художественных произведений, педагогической публицистики, научно-практических статей и книг, педагогической практики.

Возможные темы кейсов (педагогических ситуаций и случаев)

  • «Как научить…..(чему-нибудь)».
  • «Развитие ученика».
  • «Профессиональный рост учителя».
  • «Семейное воспитание».
  • «Ситуация на уроке».
  • «Управление образовательным учреждением».
  • «Мотивация к деятельности».
  • «Воспитание коллективом».
  • «Поощрение и наказание».
  • «Травля в детских коллективах».
  • «Межнациональная напряженность».
  • «Экономические проблемы в образователь- ном учреждении».
  • «Трудные дети».
  • «Педагогические конфликты».
  • «Нравственно-этическое воспитание».
  • «Патриотическое воспитание».
  • «Личная история».
  • «Свободная тема педагогического кейса».

Номинация 2 . Разработка кейса «Педагогическая ситуация» на основе художественной литературы, педагогической публицистики, научных статей.

Образцами могут послужить кейсы из Номинации 1 .

Требования к оформлению материалов

Материалы на Конкурс принимаются в электронном виде на русском языке.

Конкурсный материал должен включать в себя: название работы, ФИО автора работы кегль 12, размещение по центру; автор статьи (инициалы, фамилия), должность, место работы автора кегль 12, размещение по центру, курсив.

Файл с конкурсной работой называется по фамилии участника проекта, далее указывается через нижний подчерк без пробела город, организация, в которой Вы работаете. Например: Иванова_ Братск_Гимназия1. В теме письма необходимо указать название конкурса – «Педагогические кейсы -2014».

Для пересылки по электронной почте папка с конкурсными материалами архивируется (форматы .zip, .rar или.7z). Имя архива - пример: Иванов_Братск_Гимназия1. В теме письма необходимо указать название конкурса – «Педагогические кейсы».

Максимальный размер архива с конкурсной работой – 10 Мб.

Технические требования к текстовым файлам

  1. Разрешается использовать только следующие средства выделения: полужирный шрифт (bold), курсив (italic), подчеркнутый шрифт (underline), верхние и нижние индексы. Никакие другие средства выделения текста использовать не следует.
  2. Шрифт Times New Roman, кегль 12, отступы по 1,5 см с каждой стороны, междустрочный интервал – одинарный.
  3. В таблицах следует использовать только один стиль границ – сплошную линию (таблицы следует оформлять корректно по всем правилам работы с таблицами в редакторе MS Word)
  4. Схемы должны представлять из себя единый графический объект (т.е. все графические элементы схемы должны быть сгруппированы).
  5. Все имеющиеся в тексте гиперссылки должны быть рабочими.
  6. Список литературы и интернет-ресурсов следует разместить в конце документа.
  7. В тексте ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках .

Регистрационная карточка участника заполняется в электронном виде.

Внимание! На конкурс принимаются работы, выполненные индивидуально, без соавторов. Если автор прислал работу на конкурс, то предполагается, что он даёт согласие на публикацию этих материалов в журналах, в сборниках, в специальном сборнике на CD-диске. Авторские права на материалы сохра- няются за участниками

Награждение и поощрение участников

  1. Каждый автор, приславший материалы, получает Свидетельство Участника или Диплом Лауреата Всероссийского конкурса педагогов «Педагогические кейсы» . (I, II или III степени).
  2. Участники заочного конкурса приглашаются на очный этап: Всероссийский форум «Педагогический олимп» (июнь 2015), на другие очные семинары, конференции. Участники очного этапа получают свидетельство о повышении квалификации, работа на заочном этапе засчитывается как выполнение домашнего задания.
  3. Лучшие работы публикуются в журналах «Интеллект будущего», «Образование личности», «Одаренный ребенок», «Дополнительное образование и воспитание».
  4. По итогам заочного и очного туров конкурса в июне 2015 года определится победитель конкурса, который получит специальный сертификат и премию в размере 30 000 рублей .

Условия участия в конкурсе

Для участия в конкурсе необходимо отправить с 19 января по 24 апреля 2015 года:

- регистрационную карту ;
- материалы конкурса ;
- копию финансового документа (квитанции перевода , платежного поручения) о регистрационном взносе участников конкурса в размере 360 рублей за одну работу. Если от одного человека представляется несколько работ на разные номинации, то оплачивается регистрационный взнос за каждую из них.

Заявочные материалы можно представить в Оргкомитет следующим образом:

1 вариант. Зарегистрироваться на сайте pedagog . future 4 you . ru и прикрепить материалы.

2 вариант. Отправить материалы по электронной почте: olimp @ future . org . ru
В течение недели получить подтверждение, что материалы получены. В противном случае необходимо продублировать отправку материалов с указанием "Копия".

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАКАЗЫ

(по желанию участников)

Публикация статьи во Всероссийском научно-образовательном элек- тронном журнале «Академиан» по вашему заказу.
Представляется не более 5 страниц формата А-4, набранного 12 кеглем, отступы – 1,5 см с каждой стороны, междустрочный интервал – одинар- ный, за остальные доплата – 150 рублей за каждую страницу.

590 рублей
за предпечатную обработку и размещение в журнале

Благодарственное письмо за участие в конкурсе

150 рублей

250 рублей

Свидетельство образовательному учреждению , педагоги которого при- няли участие в конкурсе (с пофамильным списком участников)

650 рублей

Данные материалы могут быть заказаны одновременно с отправкой заявки на конкурс.

Банковские реквизиты для оплаты регистрационного взноса:
Получатель: НП «Обнинский полис». ИНН 4025082299 / КПП 402501001. Расчетный счет: 40703810822230100082.
Банк получателя: Отделение №8608 Сбербанка России г. Калуга. БИК 042908612, кор. счет. 30101810100000000612.
Назначение платежа: взнос за участие в конкурсе «Образование: взгляд в будущее» .

Уважаемые коллеги! Общероссийская Малая академия наук предлагает для повышения квалификации и личностного роста педагогов целую серию новых семинаров и вебинаров, дистанционных курсов, как платных, так и бесплатных. Следите за объявлениями на сайте, участвуйте сами и приглашайте своих коллег.

Внимание! Подробная информация о конкурсе размещена на сайте pedagog . future 4 you . ru
Вопросы можно задать по обратной связи.

Мы постоянно ищем новые идеи, чтобы быть полезными для педагогов, родителей и детей. Ваш опыт обогащает сообщество педагогов.
Заранее благодарим за присланные работы! Надеемся на дальнейшее успешное сотрудничество!

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вопросы к экзамену 2 к лого/сп

1. Предмет, задачи, структура педагогической психологии.

2. История педагогической психологии.

3. Основные проблемы педагогической психологии.

4. Образование как многоаспектный феномен.

5. Методы исследования в педагогической психологии. Требования к методам, используемым в педагогической психологии.

6. Воспитание как образовательный процесс: содержание, характеристики, формы, функции, принципы.

7. Цели воспитания: психологическая сущность, содержание. Воспитание как усвоение общечеловеческих ценностей.

8. Критерии воспитанности учащихся. Диагностика воспитанности.

9. Психологические механизмы и закономерности формирования личности.

10. Психологические основы различных концепций воспитания.

11. Средства психологического воздействия на личность.

12. Специфика целей, средств, содержания воспитания в различных институтах воспитания.

13. Понятие и характеристики учебной деятельности.

14. Психологическая сущность и функциональная структура учебной деятельности.

15. Формирование мотивов учения школьников.

16. Виды учебных действий.

17. Усвоение – центральное звено учебной деятельности обучающегося.

18. Формирование индивидуального стиля учебной деятельности ученика.

19. Проблемы и причины школьной неуспеваемости.

20. Основные понятия психологии обучения.

21. Проблема соотношения обучения и развития.

22. Психологическая сущность программированного обучения.

23. Психологические вопросы компьютеризации и информатизации учебного процесса.

24. Психологическая сущность и организация проблемного обучения, этапы его протекания.

25. Концепции обучения и их психологические основания.

26. Теория поэтапного развития умственных действий П.Я.Гальперина.

27. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе (Л.В. Занков).

28. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе (В.В. Давыдов-Д.Б.Эльконин).



29. Структура личности педагога.

30. Индивидуально-психологические факторы успешности педагогической деятельности.

31. Личностные свойства учителя и их место в системе профессионально значимых качеств.

32. Педагогические способности.

33. Проблемы профессионально-личностного роста педагога.

34. Психологические основы освоения педагогической деятельности.

35. Диагностика личностного роста педагога.

36. Учитель как субъект педагогической деятельности. Характеристики, содержание и функции педагогической деятельности.

37. Компоненты педагогической деятельности.

38. Мотивация педагогической деятельности.

39. Педагогические умения.

40. Индивидуальные стили педагогической деятельности.

41. Психологический анализ урока.

42. Проблемы профессионально-психологической компетенции педагога.

43. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса.

44. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии.

45. Барьеры, возникающие в педагогическом взаимодействии.

46. Механизмы формирования взаимоотношений педагога с детьми.

47. Психологическая компетентность в педагогическом общении.

48. Руководство детскими группами и коллективами.

49. Стили педагогического руководства.

50. Учебно-педагогическое сотрудничество и соперничество.

Профессионально-педагогические ситуации (кейсы) и практико-ориентированные задания

Задание 1. Все ли правила вы принимаете для себя? Если нет, то почему? Хотели бы вы дополнить предложенный список? Если да, то чем? Какими правилами вы всегда руководствуетесь в жизни, какому типу воспитания они в большей мере соответствуют?

Великий русский педагог К.Д.Ушинский в юности составил для себя следующие правила самовоспитания.

1. Спокойствие, по крайней мере, внешнее, в любых обстоятельствах.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действия.

4. Решительность с правом ответственности за поступок.

5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6. Делать то, что хочется, а не то, что случится.

7. Издерживать свои силы только на необходимое или приятное, а не на страсти издерживать.

8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.

9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

Задание 2. Какие закономерности учитывает педагог при стимулировании к учебе? Можно ли перенести этот прием на подростков? В чем образовательная и воспитательная ценность такой педагогической стратегии?

В начале второй четверти учитель предлагает ученикам начального класса: - «Давайте я вас рассажу так, чтобы мне было удобно с вами работать. Те кто получил 3 или более низкую оценку, сядьте, пожалуйста, в ряд справа от меня. А те, кто получил другие оценки, сядьте пожалуйста, слева от меня. Для чего? Дело в том, что как только ты получишь уже не 3 а 5, я тебя пересаживаю в другой ряд, а как только станешь снова получать оценки ниже 4, я пересаживаю тебя обратно. Это игра в движение будет наглядно, показывать ваши успехи и неудачи в учебе! Те ребята, кто сидит справа, больше нуждается в моей помощи и помощи одноклассников. Они должны заниматься прилежнее, изменить отношение к своей работе в школе и дома.

Задание 3. Какие просчеты в образовании и воспитании Игоря выявились в ходе беседы с братом? В чем вы видите педагогическую целесообразность каждого вопроса и суждения старшего брата? Какие выводы из общения с братом может сделать Игорь?

В гости к Игорю приехал из другого города старший брат. Игорь рослый, уверенный, если не сказать – самоуверенный подросток, толково объясняя старшему брату, почему он хочет стать летчиком-испытателем сверхзвукового самолета.

Прости, пожалуйста, Игорь, - остановил его брат, - а что практически ты сделал, чтобы приблизиться к своей мечте?

А что я могу, - удивился Игорь. – В аэроклубе даже в парашютное отделение не принимают. Вот вырасту….

Спортом занимаешься? Физзарядку делаешь по утрам?

В хоккей иногда играю, а зарядку – нет,

А по математике у тебя какие успехи?

Ничего, балла четыре, наверное, будет.

В авиамодельном кружке занимаешься?

Кружка у нас в школе нет, а во Дворец творчества ездить далеко.

В радиотехнике разбираешься?

Игорь молчал. А брат с огорчением ему сказал: - ты не можешь не знать, что авиация требует от человека высочайшей подготовки и тренированности, а кроме того, надо многое знать и уметь, в том числе и математику, физику и черчение… Кто же тебе уже сегодня мешает готовиться к своему звездному часу?

Задание 4. Какое представление о воспитанности Тани и ее подруги получила соседка при встрече в автобусе? Что может подумать соседка о семье Тани? Что значит быть воспитанным человеком? Чем могла бы закончиться эта история, по вашему мнению?

Танечка, постарайся сегодня прийти пораньше. Наши новые соседи пригласили нас на чай, будем знакомиться, - попросила мама.- Чао, мамочка. Приду в шесть. И дочка выскочила на улицу. Дальше Таня вспоминает: « В автобусе, когда ехали домой, мы с Мариной увидели свободные места, сразу же на них сели и стали говорить о том, что было сегодня в школе. На остановке вошла и встала как раз рядом с нами пожилая женщина, в руках у нее были две полные сумки.

Девочки, - говорит кто-то нам, - вы бы уступили место женщине с сумками.

Вот еще! – Резко ответили мы.

Да, молодежь пошла…..

Ну, завели….

Мы так увлеклись разговором с Мариной. А потом нас сразу все стали воспитывать, говорили с нами грубым тоном. Мы тоже в долгу не остались.

В восемь часов вечера мы с мамой и папой, принарядившись, постучались к новым соседям.

Пожалуйста, милости просим, дверь открылась и мои ноги приросли к полу. На пороге стояла та самая женщина из автобуса, а на столе были угощения из тех самых сумок».

Задание 5. Выделите в тексте момент, раскрывающий психологический аспект решения педагогической задачи. Как бы вы проступили на месте педагога в подобных обстоятельствах? Предложите свой вариант задачи.

Работая с 1-м классом, учительница заметила, что у ребят пропадает то одна, то другая вещь. Это вызвало тревогу в классе, зазвучали жалобы, стала развиваться атмосфера подозрительности и недоверия. Учительнице необходимо было пресечь пропажи и найти того, кто присваивает чужое. Она поставила перед собой задачу – используя психологические особенности младшего школьника, создать ситуацию, в которой воришка, соблазнившимся чужим, прямо или косвенно выдал бы себя. Младший школьник обычно наивен, непосредствен, доверяет словам и указанием педагога, легко внушаем, а также склонен к самовыявлению сущности именно в совместных делах.

Способ решения. Учительница раздала ученикам по спичке и попросила, чтобы они положили ее на одну ладонь и прикрыли другой ладонью. После этого вверено и громко сказала, что очень скоро спичка вырастет у того, кто взял чужую ручку. Для проверки она принялась подходить к каждому и просила показать его спичку. Подойдя к Коле, обнаружила, что его спичка сломана.

Почему у тебя спичка сломана? – спросила учительница.

Я ее поломал, чтобы она не росла, - ответил мальчик.

Так был выявлен тот, кто брал чужие вещи.

Учительница объяснила малышу, что нельзя без разрешения брать чужое, так как это сразу будет обнаружено. С тех пор вещи в классе перестали пропадать.

Задание 6. Прав ли учитель? Чем он руководствовался? Согласны ли вы с мнением, что на практике должно реализовываться некое представление о «мужском» и «женском» воспитании? Какое решение приняли бы вы в подобном случае?

Идя на урок, педагог видит у кабинета толпу ребят и двоих дерущихся подростков. Педагог попросил всех зайти в кабинет, а драчунов остаться в коридоре. Закрыв двери и оставшись наедине с мальчиками, педагог спрашивает:

Можете объяснить, почему вы поссорились, из-за чего возникла драка?

Мальчики молчат, они угрожающе смотрят друг на друга.

Это секрет? – серьезно спрашивает педагог. Они кивают головой.

Тогда сделаем так, даю вам 5 минут – поговорите как мужчина с мужчиной, только без кулаков и оскорблений, тихо, мирно выясните свои отношения. И помните, вы должны войти в класс более крепкими друзьями, чем были прежде, покажите всем, как вы можете цивилизованно решать сложные жизненные проблемы.

Задание 7. Проанализируйте все варианты ответов с точки зрения их педагогического влияния на дочь или сына. Какую позицию демонстрирует каждый ответ? Какому ответу вы отдаете предпочтение? Почему? Что необходимо учитывать родителям в подобных ситуациях?

Мам, дай, пожалуйста, деньги на дискотеку!

Варианты ответов:

1. Возьми (дает больше, чем надо), сдачу принесешь.

2. Ты знаешь, где у нас деньги лежат. Возьми побольше, может быть, захочешь там что-то купить или кого-то угостить.

3. Нет у меня, надоел ты мне со своими просьбами, когда сам будешь зарабатывать?

4. Ты вчера у меня полтинник взял? Нет? А кто же? Ну-ка, покажи карманы!

5. Мы в ваши годы по дискотекам не ходили, а учились и трудились, а вы…..

Задание 8. Какое решение кажется вам более верным? Как бы вы отреагировали на подобные слова мальчика? О чем говорит данная жизненная ситуация? В чем вы видите причины возникновения таких ситуаций?

В минувшую субботу – а стояла сентябрьская на удивление располагающая к доброму настроению погода – меня остановил на улице мальчик и просто сказал:

Дядя, дайте, пожалуйста, 3 рубля…

Я глянул на мальчика и понял, что мальчик сыт, ухожен, одет аккуратно, на лице – здоровый румянец.

Послушай, а зачем тебе деньги?

Мороженного захотелось.

Способы решения:

1. Я, признаться, не нашел ничего лучшего, как спросить: «Тебе не стыдно?»

2. Я взглянул на него выразительно и, ничего не сказав, пошел дальше.

Задание 9. Может ли существовать добро без зла? Почему так важна мотивировка поступка? Если бы об этом узнал учитель математики, чтобы он сделал?

Тимур сильно отставал по математике. За партой впереди него сидела Таня – круглая отличница по всем предметам. Внешне она не отличалась ни яркостью, ни привлекательностью. К тому же на фоне шумных и разговорчивых одноклассниц она казалась тихой и скромной. К концу года, перед отпуском, Тимур запаниковал. Он всеми силами искал способ сдать математику хорошо. Через некоторое время он принялся оказывать Тане знаки внимания и подарил ей ко дню рождения цветы. Он стал часто подходить к ней на переменах, стараясь ее развлечь, рассказывая смешные истории. Никто не уделял Тане такого внимания. Поэтому теперь ей казалось, что она Тимуру по-настоящему нравится. На выпускных экзаменах Тимур полностью переписал ее работу и получил по математике «отлично».

Задача 10. Оцените педагогическую значимость реплик учителя и то, как умело он переключил активность Коли в нужное, полезное русло. Когда слово учителя производит воспитательный эффект? О чем следует помнить в процессе взаимодействия с конфликтно настроенными людьми?

Однажды дети вместе с педагогом поехали в лес собирать семена белой акации, чтобы засеять ими улицы новостройки в микрорайоне школы. Учительница сказала, что на земле очень мало семян, так как большинство засохших стручков висит на высоких ветвях.

Не успела учительница сказать это, как Коля, очень хулиганистый и конфликтный мальчик, был уже на дереве. Всем было понятно, что сделал он это единственно из стремления ослушаться, проявить своенравие. Но, к удивлению учительница похвалила Колю.

Смотрите, дети, какой молодец Коля! Сейчас он будет бросать нам стручки.

Эта похвала застала Колю врасплох… Но думать, было некогда, под высокой акацией уже рассаживались ребята, и Коля начал срывать сухие стручки и бросать их. Дети наперебой просили его:

Коля, бросай мне… Коля бросай прямо в шапку…

Мальчик увлекся работой. Нашелся еще один отважный мальчуган, не побоявшийся острых шипов и колючек. И они с Колей начали соревнование.

Задание 11. Определите недостающий этап формирования умственных действий и понятий (по П. Я. Гальперину)

На уроке математики во 2-м классе педагог предложил учащимся сразу же после объяснения нового материала запомнить и повторить алгоритм выполнения письменного вычисления. Какой этап формиро­вания умственных действий и понятий не учел педагог?

Задание 12. Проанализируйте ситуации и определите, развитие какого компонента учебной деятельности стимулирует педагог.

а) После выполнения учащимися 3-го класса самостоятельной рабо­ты учитель предложил им поменяться тетрадями и проверить ра­боту своего соседа по парте.

в) Для проведения повторительно-обобщающего урока в 1-м классе учитель выбрал форму сюжетной игры.

Задание 13. Дайте психологический анализ мотивационной сферы героя стихотворения А. Барто.

«Все я делаю для мамы,

Для нее играю гаммы,

Для нее хожу к врачу,

Арифметику учу.

Все мальчишки в речку лезли,

Я один сидел на пляже.

Для нее после болезни

Не купался в речке даже».

Задание 14. Иллюстрацией какого психического новообразования, возникшего в про­цессе учебной деятельности младшего школьника, является стихотворение А. Барто.

«Сережа руку поднимает,

Он все на свете понимает.

Гляжу: красивый он какой

Сережа с поднятой рукой.

И тоже руку поднимаю,

Хоть ничего не понимаю».

Задание 15. Объясните, в чем причина нездоровых взаимоотношений между Таней и ее родителями. Укажите, какие особенности психической деятельности родителей в данном примере мешают правильной оценке поведения Тани. Докажите, какими качествами личности должны обладать родители, чтобы между ними и детьми были здоровые взаимоотно­шения.

Забота о любимом че­ловеке, из-за, непонимания его поступков и поведения, иногда приобретает уродливые формы, делает жизнь невыносимой. Прочитайте отрывок из письма в редакцию шестнадцатилетней Тани: «Родители меня не понимают! Говорят, что любят, но раз­ве так любят? Вечно подозрения, вопросы - с кем была, где, письма мои читают тайком. И вечно ругают. Пятерку принесешь - не похвалят, так и надо, а за тройку такой скандал всегда! И не спросят, почему? Просто ругают. И все от любви, да..?»

Задание 16. Укажите, какое психологическое содержание вкладывает автор в понятие «радость учения» и в чем проявляется его влияние на активность психических процессов и свойств личнос­ти школьника. Какие факторы, по Вашему мнению, определяют радостное настроение в процессе учения школьника, дайте педагогическую оценку их значимости. Докажите, что умение учителя вызвать у детей интерес к учению и радость учения - являются важнейшим элементом его профессионального мастерства. Приведите примеры из Ваших наб­людения.

Психологи и опытные учителя утверждают, что для формиро­вания у школьников интереса к учению большое значение имеет радостное настроение, порождаемое содержанием и организацией процесса обучения, а также характером оценки достижения уча­щихся со стороны учителя. Особо под­черкивает значение умения учителя вовремя заметить и правиль­но оценить успехи ученика. Внимательно прочитайте выдержку из статьи Ф.Эйсенаи дайте ответы на вопросы.

«...Каждый, кто знает школу, на своей практике убедил­ся в том, что гораздо эффектнее подстегивает ребенка, под­ростка похвала, умение учителя вовремя заметить и поощрить малейший успех, даже самый скромный. Причем такая педагогическая уловка не только не исключает требовательности, но даже пред­полагает ее. Просто, прежде чем предъявлять требования, надо воспитать того, к кому они обращены, подготовить их к выпол­нению.

Нет ничего страшнее, чем утрата радости, интереса к уче­нию, когда ребенок понуро бредет в школу, заранее зная, что его ждут только неприятности. Умение найти в личности каждо­го ученика сильные стороны, на которые можно и нужно опереть­ся, должно стать непременной профессиональной обязанностью каждого педагога. Кто же снимет с детских плеч груз, образо­вавшийся от неуспехов в учении, отставания от сверстников, если этого не сделает учитель?»

Задание 17. Укажите, правильно ли поступила учительница, сохранив в тетради оценку за верно решенный пример. Дайте оценку поведения ученицы. Какие качества ее личности наиболее ярко проявились в ее действиях. Докажите, как должен поступать учитель в случае ошибоч­ных действий при оценке знаний и поведения ученика. Приведите примеры из личных наблюдений.

Педагогическая оценка успеваемости и поведения ученика выполняет регулирующую функцию. Правильная и осознанная уче­ником педагогическая оценка стимулирует его активность в учебной деятельности и определяет самооценку своего поведения. Неправильная оценка иногда тормозит деятельность и порождает у ребенка равнодушие к учению и неуважительное отношение к учителю.

Вот пример из практики работы учительницы начальных клас­сов.

Учительница второго класса зачитала оценки за контрольную работу и раздала тетради детям. Девочка Оля, услышав, что ее работа оценена четверкой, сразу поспешила посмотреть, где жe она допустила ошибку.

В самом последнем примере 51 – 1 = 50 был зачеркнут от­вет красной чертой. Оля подняла руку и громко сказала учитель­нице: "Вы ошиблись. У меня правильный ответ".

Учительница посмотрела в тетрадь ученицы и с явно недо­вольным жестом перечеркнула несколькими поперечными черточка­ми свою черту, а оценку оставила ту же.

Увидев сердитые глаза учительницы, выражение злобы на ли­це и ее резкие действия по исправлению своей ошибки, Оля не решилась продолжать разговор с учительницей об оценке. В конце урока девочка подошла к учительнице и тихо ска­зала:

А как же с оценкой? У меня решено правильно!
В ответ на это учительница сказала:

Будешь в следующий раз выдержаннее.

Оля с недоумением села на место и заплакала.

Задание 18. Укажите, какими побуждениями руководствовалась девочка Катя, прося учительницу не наказывать мальчика. Дайте оценку действиям учительницы и директора школы. Докажите, какими качествами личности должен обладать учитель и директор школы, чтобы правильно оценивать действия и поведение ученика и принимать педагогически оправданные меры наказания за его проступки.

В педагогической психологии доказано, что объективная оценка учителем поведения учащихся повышает воспитательный эффект его воздействий на поведение школьника. Неправильная оценка поведения школьника вызывает у учащихся раздражение, а иногда и явно выраженный протест.

Внимательно прочитайте ситуацию и дайте ответы на вопросы. Мальчик, которому в первой классе прилепили ярлык шалуна, во второй - хулигана, а в третьей - "отпетого", чихнул на уроке. Разгневанная учительница, решив, что мальчишка сделал это нарочно, выдворила его из класса. И тут произошло неожиданное. Из-за парты поднялась соседка этого мальчика, худень­кая девочка, которая до тех пор слыла робкой тихоней.

Ирина Ивановна, зачем вы выгнали Лапина? Ведь он уже несколько дней простужен и чихнул не нарочно.

Может быть, ты меня учить будешь? - повысила голос учи­тельница.- Сядь и не вмешивайся не в свое дело.

Но девочка не села.

Ирина Ивановна! У него насморк, и чихнул он не нарочно. Я могу дать честное слово.

А болен - пусть идет домой, - недовольно сказала учи­тельница, начинавшая уже выходить из себя.

Он боится уйти. Если он уйдет, вы скажете, что он удрал. Ведь правда, вы так скажете? - допытывалась девочка. - И за что вы Лапина не любите? Ведь он изменился, а вы не хотите этого видеть.

С точки зрения молодой учительницы, работавшей только второй год, это был подрыв авторитета и неслыханная дерзость. Нужны были крутые меры, и на перемене она повела девочку к директору.

Директор школы за долгую жизнь перевидал разных детей, и многие были обязаны ему своими судьбами. Он посмотрел на девочку с упрямо торчащими в разные стороны косичками и ска­зал учительнице, что она может возвращаться в класс, а с Катей (так звали девочку) он побеседует сам.

Когда прозвенел звонок на урок, Катя вернулась в класс, тихо села на место и больше ни о чем не спрашивала. А после уроков директор подошел к учительнице.

Я хотел сказать вам, Ирина Ивановна... - начал он.

Что нужно вызвать ее родителей? - почти перебила Ирина Ивановна.

Нет, я хотел сказать другое, Я хотел поблагодарить вас за то, что вы хорошо воспитываете детей. Они честны, правдивы и, главное, умеют постоять друг за друга. И я сказал вашей Кате, что она молодец, потому что оказалась способной отстоять товарища в трудную минуту. Ведь эти качества, наверное, воспи­тываете в них вы, не так ли? - спросил директор и хитро посмотрел на Ирину Ивановну».

Задание 19. Какими педагогическими мотивами руководствовалась учи­тельница Евгения Николаевна при оценке сочинения ученика В.Ро­зова? Какие психологические особенности детского мировоззре­ния увидела учительница в "откровении" учащихся по случаю по­жара школы? Докажите, что педагогический такт в общении с учащими­ся является важнейшим условием утверждения авторитета учителя.

Педагогической психологией доказано, что большое значение для утверждения авторитета учителя имеет его внутренняя пози­ция по отношению к учащимся, умение видеть ребят в самых различных ситуациях и проявлять педагогический такт во взаимо­отношениях с ними.

Драматург Виктор Розов в своих воспоминаниях об учителе писал:

«У каждого человека связана с учителями масса воспоми­наний. И у меня их тоже множество. И тоже разнообразных. Вот, например, любимая мною учительница литературы Евгения Николаевна Перкон дает тему сочинения: "Самый памятный день в шко­ле". Я пишу о том, как я и мой друг Кирилл Воскресенский, костромские школьники, ранним зимним утром шли на занятия и издали увидели, что наша школа горит. Я рассказал, какая нас охватила при этом радость.

Евгения Николаевна, прочитав мою работу, сказала:

Виктор, я не верю, что вы так радовались при виде горя­щей школы, но учились вы в ней, видимо, хорошо: ошибок нет. Ставлю вам пять.

Я сказал, что написал правду.

Вспоминая этот случай теперь, думаю о том, как права была Евгения Николаевна, что не снизила мне отметку за, так сказать, "безидейное" содержание...

Сегодня, когда я сам взрослый, то, конечно, понимаю, что та моя радость выглядела, странной. Но ведь это были мои детс­кие ощущения мира. Они всегда неожиданны. И Евгения Николаев­на знала это. Она не только не мешала мне оставаться самим собой и развиваться свободно, даже помогала этому. Я и по сей день дружу с дорогой Евгенией Николаевной".

Задание 20. Какие барьеры семейного воспитания отражены в отрывке из книги В. Крапивина «Журавленок и молнии»? Дайте психологический анализ позиции мамы в конфликте мальчи­ка с отцом. Определите тип уста­новок семенного воспитания, представленный в отрывке из книги В. Крапивина «Журавленок и молнии».

Мама притянула Журку к себе, посидела молча. Потом серьезно сказала:

Есть у вас общее…

Ваше самолюбие. У обоих одинаковое. Гордость...

Журка подумал над этими словами. Честно подумал, а не так, чтобы сразу

сказать плохое. Но, подумав, беспощадно сказал:

У него не самолюбие, а злость... И какая там гордость? Книжку унес потихоньку и даже сказать побоялся. А я потом хоть сквозь землю...

Но он же не знал! Журка!.. Ты пойми, что он совсем по-другому смотрел на это. Думал, что эти книжки для тебя, как игрушки для малыша: сперва поиграешь, а потом надоест и забудешь. А если забыл про старую игрушку, зачем напоминать? Взял и унес... Помнишь, как я твои старые машинки в кладовку прятала? Если ты не видел, то и не вспоминал, а как увидишь - вцепишься: жалко!

Это совсем другое дело...

Но папа-то не знал, что другое. Он просто тебя не понимал. А ты его. Ты его тоже очень обидел.

Ну да! - вскипел Журка. - На свои обиды у него есть гордость! А меня можно, как... бумажную куклу...

Почему куклу?

А помнишь, когда я маленький был, ты мне разных куколок вырезала из бумаги? А для них одежду бумажную, чтобы наряжать по-всякому... Ну вот, он меня как такого бумажного человечка - будто скомкал... Мама долго молчала. Журка, чтобы спрятать заблестевшие глаза, стал на­тягивать через голову рубашку. Из-под рубашки проговорил:

Я знаю, что сперва был виноват... Потому что так сказал... Но он на ме­ня, как будто я самый страшный враг...

Он горячий... и он уже не думал, что это так закончится! Ему в детстве столько раз попадало от родителей, и он никуда не бегал. Вот и сейчас не понял: что тут страшного.

Задание 21. Проанализируйте ситуацию. Какие воспитательные меры, с вашей точки зрения, следует предпринять классному руководителю?

Ученица 10-го класса полностью игнорирует один из предметов в школе. Умная, способная, независимая, она посещает уроки по этому предмету, но демонстративно ничего не делает, читает книги, журналы. Открыто выражает свое неуважение к учителю и откровенно говорит ему об этом.

Задание 22. Познакомьтесь с отрывком из произведения В. Крапивина «Жу­равленок и молнии». Что можно сказать о педагогических способно­стях Маргариты Васильевны?

Тебе хорошо, готовиться не надо. А я уже третий раз. И зачем Маргари­та меня политинформатором назначила...

Потому что рассказываешь интересно.

А я больше не буду интересно... Надо по очереди, а она все на меня. Пионерское поручение! Если по правилам, то классный руководитель не имеет права пионерские поручения давать, он ведь не вожатый. Нам это еще в третьем классе объясняли. Горька сказал с коротким зевком:

С Маргаритой мы еще хлебнем.

Ну уж, хлебнем, - заступился Журка. - Обыкновенная. Как все учителя... Вот Виктор Борисович - тот в самом деле вредный. Как заорет... Журка даже поежился, вспомнив завуча Виктора Борисовича - сухого, с аккуратным пробором и маленьким ртом, съеженным, как высохшая ро­зочка.

Витенька - просто псих, - сказал Горька. - Маргарита хуже.

Задание 23. Перед вами затруднительная педагогическая ситуация. Выберите из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию тот, кото­рый с педагогической точки зрения наиболее правильный, по вашему мне­нию. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраива­ет, то можно дать свой, оригинальный ответ.

Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокои­лись, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на уча­щегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас и хочется смеяться, когда вы начинаете вес­ти занятия».

Как вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже.

1. «Вот тебе и на!»

2. «А что тебе смешно?»

3. «Ну, и ради бога!»

4. «Ты что, дурачок?»

5. «Люблю веселых людей».

6. «Я рад(а), что создаю у тебя веселое настроение»

7. _______________________________________

Задание 24.

В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам; «Я не думаю, что вы, как пе­дагог, сможете нас чему-то научить». Ваша реакция:

1. «Твое дело - учиться, а не учить учителя».

2. «Таких как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».

3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у друго­го учителя?»

4. «Тебе просто не хочется учиться».

5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».

6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».

7. __________________________________________ .

Задание 25. Перед вами затруднительная педагогическая ситуация. Выберите из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, кото­рый с педагогической точки зрения наиболее правильный, по вашему мне­нию. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраива­ет, то можно дать свой, оригинальный ответ.

Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выпол­нять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать».

Какой должна быть реакция учителя?

1. «Не хочешь - заставим!»

2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»

3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на пове­дение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».

4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»

5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»

6. «Давай сядем и обсудим - может быть, ты и прав».

7.____________________________________________.

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕ

Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт педагогики, психологии и социологии
Кафедра психологии развития и консультирования
КЕЙСЫ (СИТУАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕБЁНКА И ВЗРОСЛОГО)
Преподаватель
Студент ЗПП 15-01Б, 91517919
Красноярск 2016
Ю.Г. Юдина
В.В. Холодилова

Кейс №1 (дошкольный возраст)

Катя, 4 года. С 3 лет посещает детский сад. Адаптационный
период прошла благополучно (адаптация длилась около
двух мес.) Катя активная, подвижная девочка. В группе
является лидером, при этом достаточно часто начинает
действовать силой. В группе есть несколько подруг, при
этом девочка с ними периодически ссорится. Конфликт
решается с помощью родителей или воспитателей. Живет в
полной расширенной семье (с бабушкой по линии отца).
Отношения родителей являются напряженными, т.к.
достаточно часто происходят ссоры между матерью девочки
и бабушкой. Воспитатели ДОУ жалуются на высокий
уровень агрессии, неустойчивый эмоциональный фон
настроения: девочка может ударить, толкнуть или укусить
кого-либо из детей в группе, также может резко закричать
или заплакать.

Кейс №1 (дошкольный возраст)

Из беседы с родителями известно, что агрессию
девочка начала проявлять около года назад. Дома
ударить кого-либо из родителей себе не позволяет, но
может ударить бабушку, если она сделает ей
замечание. В отношениях с родителями пытается
добиться своего: может начать плакать, бить себя по
голове, разбрасывать игрушки. В таких случаях
родители пытаются игнорировать поведение ребенка,
но бабушка пытается любыми способами ребенка
успокоить, поэтому сразу все разрешает.

Кейс №1 (дошкольный возраст)

Основные гипотезы:
Эмоционально-личностные нарушения (высокий
уровень агрессии, нестабильность эмоционального
фона);
Деструктивный стиль родительского воспитания,
приведший к нарушениям поведения у ребенка;
Затянувшийся кризис 3-летнего возраста;
Нарушения неврологического характера.

Кейс №1 (дошкольный возраст)

Основные пути решения:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики
эмоционально-личностных особенностей ребенка, выявление
уровня агрессии, выявление причин агрессивного поведения;
2. Организация проективной игры и наблюдение за ее ходом (для
выявления поведенческих особенностей ребенка);
3. Наблюдение за совместной деятельностью родителя (каждого в
отдельности) и ребенка с целью анализа способов детскородительского взаимодействия;
4. Проведение с родителями теста «АСВ» («Анализ семейных
взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис);

Кейс №1 (дошкольный возраст)

Основные пути решения:
5. Составление индивидуальных рекомендаций по взаимодействию
с ребенком с учетом личностных особенностей девочки, а также
составление рекомендаций по оптимизации детско-родительских
взаимоотношений:
Соблюдение единства требований в семье;
Последовательность в выборе воспитательных стратегий и их
соблюдение;
Создание и поддержание в семье благоприятного
эмоционального климата;
Демонстрация в семье социально приемлемых способов решения
конфликтных ситуаций;
Учить ребенка различать и проговаривать свои чувства;
Учить ребенка выражать гнев социально приемлемым способом;
Исключить из методов наказания ребенка физические и др.

Кейс №1 (дошкольный возраст)

Основные пути решения:
6. Консультирование родителей по вопросам возрастных
особенностей ребенка (при подтверждении гипотезы о
«затянувшемся» кризисе трех лет);
7. Беседа с бабушкой по вопросам распределения семейных ролей в
воспитании ребенка;
8. Консультация врача-невролога (для исключения
неврологической составляющей);
9. Особое внимание (ввиду особенностей возраста и ведущего вида
деятельности) при составлении индивидуального плана
психологической коррекции необходимо уделить методам
игротерапии, сказкотерапии и песочной терапии.

Кейс №1 (дошкольный возраст)

Основные пути решения:
В индивидуальную программу работы необходимо
включить игры и методы, направленные на усвоение
социально приемлемых форм поведения, когда ребёнок
посредством игры и с помощью взрослого (родителя
или психолога) постепенно осознаёт свою агрессию
(неправильное поведение), а потом учится частично её
контролировать, усваивая другие варианты своей
реакции на происходящее. Также можно предложить
ребенку игры, в которых проигрываются определенные
ситуации.

Вася К. Ученик 2 класса, 8 лет. Робок и нерешителен,
испытывает трудности при устных ответах у доски.
Успеваемость по основным предметам является
«средней» (среди текущих оценок доминируют «4-ки»).
Наибольшие трудности испытывает при изучении
предметов гуманитарного цикла. С одноклассниками не
конфликтует, имеет несколько друзей. Посещает
дополнительные занятия по шахматам и робототехнике.
Воспитывается в полном семье, при этом большее
количество времени проводит с бабушкой. Обучается по
образовательной программе «Школа России». На
консультацию направлен классным руководителем с
жалобами на низкую учебную мотивацию, трудности
при вербализации собственных мыслей.

Кейс №2 (младший школьный возраст)

Из беседы с матерью известно, что физическое развитие мальчика
проходило в соответствии с возрастом. В ДОУ поступил в 5 лет,
адаптировался тяжело, часто болел. В подготовительной группе
ДОУ стал проявлять интерес к логическим играм. С детьми в
группе не конфликтовал, имел несколько друзей. Публичные
выступления не любил, требовалась длительная психологическая
подготовка
(настрой,
убеждение).
Отношения
в
семье
благоприятные, при этом большую часть времени ребенок
проводит с бабушкой, т.к. родители много работают.
Из беседы с учителем известно, что мальчик испытывает трудности
при вербализации. Активности на уроках не проявляет. При
необходимости устного ответа с места или ответа у доски волнуется,
нуждается в стимулирующей помощи, одобрении. В общении с
одноклассниками приветлив, жалоб на поведение нет.

Кейс №2 (младший школьный возраст)

Основные гипотезы:
Эмоционально-личностные проблемы: низкий
уровень самооценки, высокий уровень личностной и
(или) ситуативной тревожности;
Низкий уровень речевого развития;
Деструктивный стиль воспитания: несоответствие
типа детско-родительского взаимодействия
возрастным особенностям сына;
Наличие негативного психотравмирующего опыта
публичных выступлений в прошлом;

Кейс №2 (младший школьный возраст)

Основные пути решения:
1. Провести психолого-педагогическую диагностику с
целью определения уровня познавательного и речевого
развития;
2. Исследовать эмоциональное состояние ребенка,
личностные особенности, а также изучить
внутрисемейные отношения;
3. На основе пунктов 1. и 2. необходимо составить
индивидуальные рекомендации, направленные на
оптимизацию процесса обучения;

Кейс №2 (младший школьный возраст)

Основные пути решения:
4. Провести работу с классным руководителем, целью
которой станет разъяснение возрастных и личностных
особенностей ребенка. Основными рекомендациями
могут стать:
Поощрение (словесное) ученика за проявление любой
активности на уроке;
Демонстрация успешных работ или выполненных
заданий данного ученика классу;
Привлечение ученика (одного или в паре с кем-либо)
к активной деятельности класса или школы (с целью
повышения самооценки).

Кейс №2 (младший школьный возраст)

Основные пути решения:
5. Провести беседу с родителями с целью изучения
внутрисемейной ситуации. Примерами рекомендаций
могут быть:
Способствовать развитию вербального компонента
речи: совместно составлять пересказы, придумывать
истории, сказки, мотивировать к чтению;
Обсуждать с ребенком ситуации «успеха и неуспеха» в
классе, оказывать психологическую поддержку;
Обсуждать с ребенком возможные варианты
поведения в сложных ситуациях (расширять
поведенческие стратегии ребенка);
Совместное времяпрепровождение с ребенком,
обсуждение (и нахождение) общих интересов и др.;

Кейс №2 (младший школьный возраст)

Основные пути решения:
6. На основе социометрии составить план групповой
работы с детьми данного класса, где, в том числе могут
быть реализованы психологические потребности
данного ребенка.

Лиза К, 13 лет, ученица 7 класса. На консультацию
привела мама с жалобами на демонстративное
поведение, непослушание.
Из беседы с мамой известно, что около года назад из
семьи ушел отец. Девочка видится с ним, но редко (отец
не проявляет инициативы для встреч). Периодически
винит в произошедшем мать. Отношения с матерью
были благоприятными, но около 1,5 лет назад стали
портиться. Девочка стала общаться с компанией,
которая, по мнению мамы, является неблагополучной:
перестала прислушиваться к мнению матери, хочет
соответствовать компании (стала также одеваться,
занялась брейк-дансом).

Кейс №3 (подростковый возраст)

В школе учится хорошо, с программой справляется.
Мать не одобряет занятия уличными танцами, т.к.
считает, что это не женское увлечение.
Из
предоставленной
классным
руководителем
характеристики известно, что девочка ответственная, но
очень ведомая: не всегда может отстоять свое мнение,
ориентируется на мнения друзей-лидеров. После ухода
из семьи отца снизилась учебная мотивация, появились
перепады
в
настроении.
В
конфликты
с
одноклассниками и учителями не вступает.

Кейс №3 (подростковый возраст)

Основные гипотезы:
Переживание кризиса подросткового возраста;
Переживание психотравмирующей ситуации,
связанной с уходом из семьи отца;
Деструктивный стиль родительского воспитания
(привлечение родителями ребенка для выяснения
собственных отношений);
Эмоционально-личностные особенности девочки,
влияющие на взаимоотношения с матерью.

Кейс №3 (подростковый возраст)

Основные пути решения:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики с
целью выявления эмоционально-личностных
особенностей девочки с помощью тестов:
«Многофакторный личностный опросник Р.Кеттелла
(вариант CPQ),
«Цветовой тест Люшера»,
«Характерологический опросник К. Леонгарда»,
«Методика Q-сортировка» Уильяма Стефансона и др.;

Кейс №3 (подростковый возраст)

Основные пути решения:
2. Диагностика детско-родительских взаимоотношений:
Для изучения отношения ребенка к родителям:
опросник «ПОР» (поведение родителей и отношения
подростков к ним) Е.Шафер, проективные методики
(«Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса и
С.Кауфмана, рисунок «Дом. Дерево. Человек» Бука);
Для изучения восприятия родителем детскородительских взаимоотношений, а также анализа
воспитательных стратегий родителя: «Опросник
родительского отношения» А.Я.Варги, В.В.Столина,
«Анализ Семейных Взаимоотношений» (АСВ), Э.Г.
Эйдемиллера, опросник «Измерение родительских
установок и реакций (PARI) Е. Шефер;

Кейс №3 (подростковый возраст)

Основные пути решения:
3. Беседа с родителями по вопросу возрастных
особенностей ребенка, а также переживания кризиса
подросткового возраста;
4. Составление индивидуальных рекомендаций по
особенностям детско-родительского взаимодействия:
Признание и уважение интересов ребенка
родителями;
Нахождение компромисса в конфликтных ситуациях
(отказ от директивной модели воспитания);
Нахождение с ребенком общих интересов, совместное
времяпрепровождение;
Обсуждение между родителями претензий друг к
другу без присутствия ребенка и др.

Кейс №3 (подростковый возраст)

Основные пути решения:
5. Индивидуальная работа с ребенком при выявлении
показателей (например, не пережитая психотравма) в
процессе психологической диагностики;
6. Организация групповой тренинговой работы,
направленной на развитие навыков уверенного
поведения, самопрезентации, целеполагания, а также
формирование навыков конфликтной компетентности и
др.;
7. Организация групповой тренинговой работы по
формированию навыков «детского - родительского»
взаимодействия.

Кейс №4 (юношеский возраст)

Егор Д. Ученик 11 класса, 17 лет. Обеспокоен тем, что не
знает, какая профессия ему лучше всего подходит.
«До окончания школы осталось несколько месяцев, а я
никак не могу определиться с выбором, что же все-таки
мне больше подходит: стать военным, как мой отец или
поступить в мед, так как с детства мечтал стать
кардиологом и вылечить бабушкино больное сердце…
Отец настаивает на том, чтобы я пошел по его стопам,
говорит, что в армии сейчас служить престижно,
открываются большие перспективы. Он сам многого
добился, есть возможность и мне помочь. А я хочу сам…
Мне, кажется, что я мог бы больше пользы принести
людям, если бы стал хорошим кардиохирургом. Мне
кажется, что у меня все для этого есть… И отношения с
отцом портить не хочется. Вот, и не знаю как быть…»

Кейс №4 (юношеский возраст)

Из педагогической характеристики на учащегося: Егор
имеет хорошие способности к учебе, особенно легко ему
даются предметы естественнонаучного цикла. Всегда
спокоен и уравновешен, морально устойчив. Обладает
лидерскими качествами, пользуется уважением у
одноклассников. В общении со взрослыми всегда
сдержан,
адекватно
реагирует
на
полученные
замечания.
Принимает
активное
участие
в
общественной жизни школы и класса. Воспитывается в
полной семье, воспитанием сына занимаются оба
родителя.

Кейс №4 (юношеский возраст)

Трудности
в
принятии
решения
по
вопросу
профессионального самоопределения могут быть
обусловлены (основные гипотезы):
Неблагоприятным
эмоциональным
состоянием
молодого человека, неуверенностью в себе;
Зависимостью молодого человека от мнения близких.
В процессе организации совместной деятельности с
юношей необходимо учитывать, что проблемой
возраста, решаемой через социальную ситуацию
развития, является выбор профессии и автономность,
результатом которой должно стать вступление во
взрослую жизнь.

Кейс №4 (юношеский возраст)

Основные пути решения:
1. Оказание психологической поддержки с целью
оптимизации эмоционального состояния, необходимого
для принятия решения в выборе профессии;
2. Проведение психологической диагностики с целью
выявления эмоционального состояния клиента,
соотнесения его личностных характеристик,
склонностей, способностей, интеллекта с различными
профессиями для наилучшего профессионального
выбора;

Кейс №4 (юношеский возраст)

Основные пути решения:
3. Анализ результатов, полученных в ходе психологического
исследования и обсуждение их с клиентом с целью
информирования о выявленных психологических ресурсах,
способностях и возможностях профессиональной деятельности;
4. Проведение развивающих занятий (использование специальных
игр и упражнений с последующим обсуждением процесса и
результатов их выполнения), направленных на побуждение
клиента к выбору, формирование навыков решения проблем и
построения
жизненной
стратегии.
Обучение
навыкам
планирования и реализации профессиональной карьеры;
5. Побуждение клиента к принятию решения в выборе профессии.
Составление вместе с клиентом его профессионального плана;

Кейс №4 (юношеский возраст)

Основные пути решения:
6. Проведение консультации с отцом юноши с целью
конструктивного выхода из сложившейся конфликтной
ситуации, связанной с выбором будущей профессии их
сына. Примером рекомендаций могут быть:
Признание права ребенка на возможность
самостоятельного принятия решения в вопросе
профессионального самоопределения;
Уважение и принятие выбора сына;
Оказание психологической помощи (поддержка) в
профессиональном и нравственном самоопределении;
Информационная помощь сыну в вопросах
самоопределения: помощь в выборе ВУЗа и
специальности и др.
Похожие публикации